Наш собеседник — Михаил Шейнин, коренной москвич, продюсер легендарного, музыкального спектакля «Кабаре Терезин», во время действия которого, перед зрителями оживает подлинная летопись кабаре Терезинского гетто. Именно в нём, во время Великой Отечественной войны, находились в заключении литераторы, актеры, музыканты, еврейская интеллигенция Западной Европы. И для того, чтобы преодолеть тяготы лагерной жизни и не пасть духом, узники решают создать настоящий театр, где исполняются скетчи и сатирические номера, что становится их излюбленным местом обитания.
Печальная, нравственная, поучительная история, в которой много юмора, музыки и веселья. Герои на сцене сопротивляются чудовищной трагедии и немыслимому горю, находя повод для радости даже в самых тяжёлых ситуациях. Этот спектакль призывает любить жизнь и ценить каждый ее момент. А лозунг терезинцев: «Обнимитесь друзья, нам без юмора нельзя. На обломках гетто мы восславим жизнь!» Спектакль основан на текстах, музыке и детских рисунках, созданных в Терезиенштадте.
— Михаил, пожалуйста, давайте сначала немного расскажем нашим читателям, что из себя представлял Терезиенштадт, с исторической точки зрения.
— Терезинское гетто открыли нацисты для уничтожения евреев. Оно располагалось на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии, на берегу реки Огрже, и было создано в ноябре 1941 года на базе тюрьмы гестапо. За годы войны туда попало около 140 тысяч человек (среди них — 15 тысяч детей), из которых, около 33 тысячи погибли, а 88 тысяч были депортированы в Аушвиц и другие лагеря смерти, где почти все были умерщвлены. Одной из задач этого гетто являлась дезинформация и массовая пропаганда, представлявшая так называемое «гетто для пожилых» в качестве образцового места для евреев. Нацисты таким образом стремились убедить мировое сообщество, что евреи не подвергаются в этом гетто никаким притеснениям. С 1942 года, после Ванзейской конференции, нацисты стали массово депортировать туда пожилых евреев с территорий Германии и оккупированных европейских стран. Еще один очень интересный факт: в 1944 году туда приехала делегация «Красного креста», и нацисты продемонстрировали ей якобы «нормальную» жизнь узников: школу, больницу, детский сад, показали выступление еврейских детишек. Терезиенштадт был освобождён советскими войсками 9 мая 1945 года, выжило 30 тысяч заключённых.
— Коснулась ли как-то ваших близких Великая Отечественная война?
— Разумеется, война коснулась и моей семьи. Мои родители, будучи совсем маленькими детьми, прошли через все ужасы войны, а спаслись, как многие советские евреи, благодаря эвакуации. Мой дедушка, подполковник Борис Шейнин – воевал с немцами, но о своем фронтовом пути нам рассказывал нечасто.
Сцены из спектакля
— «Кабаре Терезин» повествует о жизни литераторов, актеров, музыкантов и иных представителях творческих профессий, заключённых в гетто, где, несмотря на все бедствия, тяготы и лишения, узники создали настоящее кабаре, в котором танцевали и выступали с разными ироничными номерами. Это — не самая легкая тема для спектакля, поэтому интересно, как и с чего началась работа над подобным проектом?
— Пианист и композитор Сергей Дрезнин на протяжении 25 лет по крупицам собирал материалы о гетто в Терезиенштадте: архивные материалы, музыку, стихи, с которыми там выступали артисты и даже детские рисунки. Многие из этих материалов мы перевели на русский язык. И как раз у Сергея Дрезнина и режиссера Нины Чусовой возникла идея сделать на основе всего этого яркий, полноценный спектакль, завершённое сценическое действо. Не знаю, почему так случилось, но именно Терезиенштадт отличался очень высоким образовательным и профессиональным уровнем заключённых, среди которых действительно насчитывалось немало учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью, ежедневно устраивавших спектакли. В этом гетто действовали синагоги, в его стенах выпускались журналы, проводились спектакли, выставки, лекции, одним словом, велась активная культурная жизнь. А вот случаев организованного сопротивления в Терезине выявлено не было, имели место лишь единичные побеги.
— Надо же. Узники чувствовали, что их ожидает, как думаете?
— Думаю, обитатели гетто догадывались, что их ждет в будущем, но не были в этом уверены. И несмотря на весь ужас и мрак происходящего, вопреки голоду, холоду, смертельным болезням, пытались жить полноценной жизнью, в чём им так помогало творчество. Так вот, то самое кабаре в гетто и послужило темой нашего спектакля. Конечно, когда мы взяли в работу этот материал, то ступили в очень опасную зону, потому что про серьезные вещи мы говорим нашим зрителям каким-то музыкальным, иногда даже сатирическим языком, что, кстати, вполне в духе заключенных Терезина. Но ведь все тексты спектакля написаны самими узниками, и это — именно их отношение к жизни, когда даже в самых трагических, беспросветных ситуациях они пытались шутить: «Обнимитесь, друзья, нам без юмора нельзя. На обломках гетто мы восславим жизнь!»
— Михаил, то, что без юмора нам нельзя, весьма актуально и в нынешний период. А когда вы впервые продемонстрировали зрителям это оригинальное музыкальное зрелище?
— Премьера «Кабаре Терезин» состоялась три года назад, в пандемийный, 2020-й год. За это время мы активно играли этот спектакль в Центральном доме Актера в Москве, ездили с ним с гастролями в другие города России. В 2022-м году в жизни спектакля произошло важное событие: он была признан лучшим музыкальным спектаклем 2022-го года, в рамках премии «Музыкальное сердце театра». И наш коллектив особенно гордится этим, весьма важным для нас, приятным и почётным фактом, получив награды в четырёх номинациях: за лучшую режиссуру Нины Чусовой, за лучшее исполнение главной женской роли нашей певицей Марией Биорк, за лучшую музыкальную аранжировку, которую выполнил композитор Сергей Дрезнин и, самое главное, за лучший музыкальный спектакль.
— Где сегодня можно посмотреть «Кабаре Терезин»?
— В последнее время, спектакль «Кабаре Терезин» проходит в комфортабельном столичном театре «Маска». Данный зал, между прочим — на шестьсот мест, пришелся по душе и москвичам, благо, метро Фрунзенская от него — в двух шагах. Пользуясь случаем, приглашаю туда наших читателей! Сами все увидите. О выходе следующего спектакля будет сообщено дополнительно, следите за афишей. Добавлю также, что предприниматель Виктор Вексельберг — член бюро президиума РЕКа, семья отца которого погибла в гетто, поддержал наше стремление поставить этот спектакль на большой сцене. Выражаем ему свою особую признательность: если бы не его поддержка, этого спектакля никогда бы не было. Также, благодарю за всестороннее содействие Евгения Белова — члена президиума НО БФ РЕК.
— Мне, давно сотрудничающей с Российским Центром «Холокост», более тридцати лет бережно сохраняющем память о Холокосте, весьма любопытно узнать: какова основная зрительская аудитория спектакля? Это — лишь те, чьих предков коснулся Холокост?
— Вовсе нет, наши зрители — люди самых разных национальностей. Катастрофа европейского еврейства — это общечеловеческая, общемировая трагедия, как евреев, так и не евреев. Мы уже давно это поняли, а сейчас конкретно убедились в том, что Холокост — это не про какую-то конкретную нацию, а про людей вообще. Про примеры силы духа и выживания, основанные на личных историях, про индивидуальный выбор каждого человека, про предательство и спасение, про отвагу, смелость и мужество. Все это — по-прежнему мотивирует и дарит всем нам надежду и сейчас. Зрители спектакля глубоко проникаются этой исторической темой, плачут во время действия и не уходят до его окончания, многие и вовсе впервые узнают об этих жутких, страшных вещах — именно у нас.
— Невероятно трогательно. А с чего на сцене всё начинается?
— По сюжету спектакля, однажды в Терезиенштадт прибывает новая семья: Ильзе Вебер — известная писательница из Праги, вместе с мужем и сыном. Они постепенно привыкают к трудностям и тоже начинают выступать на подмостках Кабаре Терезин, где обретают новых друзей — актрису Ханну и режиссера Карела. Вместе с ними приезжает и веселый старик Мендель, не унывающий ни в какой ситуации. Они становятся одной большой семьей: вместе отправляются на работу и на редкие, но яркие праздники.
— Удивительно…
— Казалось, что жизнь налаживается, но это ощущение, понятное дело, являлось ненастоящим и обманчивым. Помню, когда режиссер спектакля Нина Чусова придумывала образ Менделя, то искала для него какие-то меткие, еврейские выражения, которые прочно закрепят его характер в восприятии наших зрителей. Ведь еврейский народ преодолел очень многое, прошел огромный, сложный путь и накопил немало великой национальной мудрости, полезной для самых разных этносов. Рекомендую этот спектакль всем возрастным категориям, включая молодежь. Отмечу, что его тема прочно перекликается с фильмом Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» 1997-го года, который тоже надо смотреть в непростые времена.
— Согласна…
— До сих пор трудно представить, что от многомиллионной толпы — остался только пепел, как нельзя до конца осознать близость собственной смерти. Тот самый Мендель, о котором говорил раньше, собираясь «на восток», долго пытается выяснить, сколько ехать до Освенцима. Но вместо горького прощания, восклицает: «Кстати, мои дорогие… давно хотел сказать: кофе в вашем кабаре — помои!»
— Поговорим немного о тех, кто исполняет роли в этом изумительном спектакле…
— У нас – отличные, именитые актеры и, кстати, нет второго состава, потому что наша труппа, за те годы, что идёт спектакль, очень крепко подружилась. В первом и единственном составе играют: Валерия Ланская, Мария Биорк, Денис Котельников, Иван Новоселов, Антон Эльдаров, Константин Соколов.
— На чём завершим нашу беседу?
— Не сомневаюсь, что как можно больше зрителей должны непременно узнать эту трагическую историю смелых, мужественных, сильных людей, которые не ушли в депрессию, а смогли, пребывая в заключении и зная, что каждый день могут погибнуть, создавать художественные произведения, петь, шутить, верить в лучшее, танцевать, выступать на сцене. Разумеется, «Кабаре Терезин» лучше один раз увидеть самому…
Автор Яна Любарская.
Фото из Архива Михаила Шейнина.
Данный материал любезно предоставлен информационным партнером «МК в Израиле» сайтом Yidn.ru