Прошла неделя с момента официального ухода в отставку теперь уже бывшего главы военной разведки АМАН Аарона Халивы, однако состоявшаяся на военной базе «Глилот» церемония его проводов остается в центре общественного дискурса
С одной стороны, вроде бы все приличия были соблюдены: в своей прощальной речи генерал-майор Халива заявил, что признает личную ответственность за ошибки, которые провели к трагедии 7 октября. Но с другой…
Известный израильский журналист Амит Сегаль и многие его коллеги не преминули отметить, что офицер, действительно признающий свою ответственность за величайший в истории страны провал армии и спецслужб, повлекший за собой тысячи жертв, не устроил бы для себя столь торжественные проводы с банкетом на 1500 человек, которые, разумеется, оплачены из денег налогоплательщика. Если бы его действительно мучила совесть, он не стал бы произносить с трибуны высокую речь о том, как честно служил все эти годы родине; не обратился бы к находящимся в зале жене и детям со словами, что все в жизни он делал только ради них; не стал бы призывать к созданию государственной комиссии по расследованию провала, то есть давать советы политикам…
Нет, в этом случае он просто снял бы генеральскую форму, сложил в коробку личные вещи, вышел бы из генштаба так, чтобы его никто не видел, и уехал домой. Но Аарон Халива превратил уход отставку в грандиозный праздник, в атмосфере которого не только не чувствовалось ни тени раскаяния, но и отчетливо пахло лицемерием и высокомерием.
Не менее яростную критику вызвало и выступление начальника генштаба Герци Галеви, который заявил, что на счету Аарона Халивы много выдающихся достижений и только одна серьезная ошибка. Прозвучало это почти как панегирик – дескать, мы провожаем выдающегося военного деятеля страны, который всего-то единожды ошибся! Но хуже всего то, что Герци Галеви на этом не остановился, а заявил, что те, кто никогда не был на месте Халивы, не вправе его судить. И эти слова уже были восприняты как открытое заявление о неподсудности генералитета армии, включая, разумеется, и самого Галеви, а также явная рекомендация искать других виноватых в провале 7 октября.
Журналисты Инон Магаль, Акива Бикман и другие стали вспоминать, какие такие выдающиеся достижения можно приписать Аарону Халиве, — и никак не находили. Вспомнилось разве что, как он высказывал озабоченность глобальным потеплением и судебной реформой, хотя и то, и другое находилось вне сферы его компетенции. Но зато журналисты вспомнили, как незадолго до 7 октября 2023 года Халива вещал по телевизору о том, что ХАМАС больше не хочет открытого столкновения с Израилем, он нейтрализован, а всем остальным врагам мы, если понадобится, покажем кузькину или еще чью-то мать. Не забыли они и о том, что утро 7 октября Аарон Халива встретил с женой в роскошном гостиничном номере в Эйлате.
После отставки Аарон Халива будет получать генеральскую пенсию, и нет почти никаких сомнений в том, что вскоре мы увидим его среди членов Совета директоров какой-нибудь крупной компании, в качестве гостя рейтинговых телепередач, а затем, возможно, и в кресле депутата кнессета. По мнению известного писателя Алекса Тарна, иначе как плевком в лицо израильскому обществу все это не назовешь. Причем плевком сознательным и демонстративным, чтобы еще раз показать этому обществу, «кто в доме хозяин».
Фигуру сменившего Халиву на посту главы АМАНа генерала Шломо Биндера многие военные обозреватели считают не менее проблематичной: по их мнению, он несет ответственность за провал 7 октября в той же степени, что и Аарон Халива, и лучшее, что мог бы сделать, – это подать в отставку. Родители убитых девушек-наблюдательниц ЦАХАЛа уже заявили, что считают Биндера, служившего 7 октября главой оперативного отдела АМАНа, главным виновником гибели их дочерей и не дадут ему покоя до конца жизни.