На прошлой неделе амута «Лобби миллиона» направила в минпрос резкое письмо с требованием расследовать проявление расизма («гизанут») и дискриминации («афлая») по отношению к новым репатриантам из России в летнем лагере реховотской школы им. Смилянски
Письмо было отправлено по следам обращения отца мальчика, посещающего этот лагерь, который рассказал, что двое ребят – один «сабра», другой приехал год назад из России, — чтобы помочь ему обжиться в лагере, стали говорить с ним по-русски. Это вызвало негативную реакцию заведующей лагерем, которая запретила детям общаться на русском. Мужчина, по его словам, не поверил своим ушам, но когда обратился к заведующей за разъяснениями, та подтвердила, что действительно ввела такой запрет. «В нашем лагере есть репатрианты из разных стран, и было решено, что внутри него запрещено разговаривать на каком-либо иностранном языке. Только так дети быстро усвоят иврит», – объяснила она свою позицию.
«Мы думали, что такие негативные явления по отношению к репатриантам из бывшего СССР, как презрение к русскому языку и запрет говорить на нем в школах или на рабочем месте, ушли в прошлое. Но, как выяснилось, есть места, где они до сих пор существуют, и это просто ужасно! – сказал корреспонденту газеты «Маарив» Ювалю Банго гендиректор амуты «Лобби миллиона» Алекс Риф. – Разумеется, мы не собираемся с этим мириться. Мы должны сделать все, чтобы каждый школьник мог свободно выражать свое мнение в кругу сверстников. И понятно, что детям, которые совсем недавно приехали в Израиль, это легче сделать на родном языке. Такова неотъемлемая часть усилий по интеграции новых репатриантов в израильское общество. Если учесть, что за последние два с половиной года из бывшего СССР прибыло более 100.000 новых олим, то крайне важно позаботиться о том, чтобы они чувствовали себя в новой стране максимально комфортно во всех областях жизни. Запрет говорить на родном языке в школах явно такому комфорту не способствует».
Из минпроса сообщили, что произошло недоразумение. В сложившейся ситуации, безусловно, правы мальчик и его отец, а заведующая лагерем допустила ошибку, которая уже исправлена. Более того, отмечают в ведомстве, решение заведующей противоречит политике минпроса, которое еще в 2002 году распространило по всем школам страны директиву «Язык общения дома и в школе».
В ней специально отмечалось, что общение детей-репатриантов на родном языке не только не мешает овладению ивритом и учебе, но и, наоборот, этому способствует. Недостаточный уровень владения ивритом зачастую мешает детям-репатриантам выразить все, что они думают и чувствуют, поэтому следует предоставить им возможность сделать это на родном языке и создать по отношению к ним как можно более дружескую и толерантную атмосферу в школах.
В той же директиве администрациям школ было рекомендовано разместить в школьных библиотеках отделы книг, вывести и указатели на родных языках учащихся, а также создать уголки для изучения слов и выражений на других языках.
Замечательно, что минпрос так быстро разрешил ситуацию. Но те, кто поднял данную проблему, использовали в претензиях слово «расизм», что в данном случае совершенно неуместно. Как, впрочем, и использование обвиняющими другу друга сторонниками различных политических взглядов таких слов, как «фашизм», «большевизм» и даже «нацизм».
Разбрасывание подобными оскорблениями нисколько не способствует миру в нашем национальном доме. Только представьте, какой отличный повод дают подобные заметки для появления в иностранных СМИ броских заголовков вроде «Расизм в Израиле!» Так что организации «Лобби миллиона» (хотя, думается, далеко не все выходцы из бывшего СССР считают, что она представляет их позицию) стоит в следующий раз выбирать выражения.